Порвалась дней связующая нить.

чувство родства - 1

Порвалась дней связующая нить. Как мне обрывки их соединить?
Эти слова Б. Л. Пастернака, звучащие в его переводе «Гамлета», даны в качестве эпиграфа.
А дело, собственно, вот в чём. Поскольку живу я в Москве, естественно, периодически вывожу детей в исторический центр города: Кремль, Красная площадь, Александровский сад с Вечным огнём и могилой Неизвестного солдата.
Но вот реакция подрастающего поколения на исторические объекты и сопутствующие слова немало озадачивает. Вежливое безразличие… Если и слушают, то просто впускают в себя информацию и совершенно не препятствуют её уходу. А главный стимул к следующему посещению Центра – ГУМ с его непередаваемым мороженым.
Так что к следующему «выходу в люди» память обнулена и готова принять в себя очередные порции мегабайтов истории, которой старшее поколение «досаждает» молодёжи.
С их точки зрения рациональнее и разумнее вставить наушники с музыкой из смартфона и съесть мороженое, тем более что и вид вокруг – очень даже ничего, исторический, так сказать (прямо как картинка из интернета)…
И что, выходит, прав был БГ в своём «Электрическом псе»: Долгая память хуже, чем сифилис, особенно в узком кругу. Такой вакханалии воспоминаний не пожелать и врагу?
Если буквально следовать этим словам, узкий круг – это семья. Собираются и начинают вспоминать. Вспоминать своё общее. Естественно, молодёжи это не нравиться. Любой молодёжи, в любые времена. И мне такое времяпрепровождение не нравилось. Однако понимание того, о чём идёт речь, было. Потому, что сам во всём происходящем принимал участие: стоял в многочасовых и многокилометровых очередях, хватал в магазинах то, что «выбросили», знал, что родители доставали кое-что «по знакомству».
И бытовая техника была такой, что пользовались ею все. А сегодняшнее старшее поколение, даже имеющее возможность приобрести современную технику… И даже имеющее способности её освоить… Может ли оно тягаться с сегодняшней молодёжью в степени освоения возможностей и скорости использования гаджетов?
Естественно, для старших современная цифровая реальность – хоть и тихий, но ужас, стресс. Естественно, это не может быть общим знаменателем в общении с подрастающим поколением. Которое, в свою очередь, не понимает, о чём идёт речь, когда вспоминаются очереди, «доставание», и словосочетание «выброшенные товары» имеет для них абсолютно другое значение – в общем, вакханалия воспоминаний…
Но у нас с родителями общий знаменатель был – мы (моё поколение) воспитывались в тех же самых условиях (плюс-минус), с теми же самыми телефонами-телевизорами-магнитофонами. И память о войне у нас была общая – с живыми ещё родственниками-ветеранами.
А какая общая память у нас с детьми сегодня? Отдых на заграничных курортах? Интересы у них другие – без книг, зато с компьютерными играми, лазертагами и квестами.
Продукты сегодня – любые: главное – суметь заказать. А уж заказать-то они умеют. Техника – просто умопомрачительная, и осваивается ими мгновенно.
Дети не знают, соответственно не могут понять, что это такое – жить без телевизора, музыкальных клипов, компьютеров, смартфонов и мгновенного выхода в интернет… Что такое жить с музыкой из репродуктора или трёхпрограммного приёмника, с перерывом в телевизионном вещании (причём по всем имеющимся 4 каналам)…
Такая связь поколений, «дней связующая нить», связь с историческим прошлым даже не то что порвалась, она в принципе отсутствует! Разрушились социальные механизмы, связывавшие сегодняшний опыт с опытом прошлых поколений.
Кстати, занятие своим делом, предпринимательством, собственным бизнесом – из той же когорты прервавшейся связи времён: сегодня зарабатывать тяжёлым трудом совершенно не обязательно. Вот вам и непонимание от старшего поколения, вот вам и следующее отсюда неприятие всего, связанного с бизнесом.
Сегодняшняя молодёжь не в состоянии сопрячь свой жизненный опыт с таковым же опытом своих родителей! Просто потому, что они физически не способны понять, что такое война или голод.
Не в силах войти в оказавшееся параллельным физическое пространство родителей, молодые люди не в состоянии освоить и их опыт! А это означает, что свой опыт они строят на очень зыбком основании, практически в пустоте!
И как же быть в этих условиях, когда порвались связующие нити между поколениями?..
Между тем маленький человек носит твою фамилию, на данный момент он – последний в этой череде лиц, носящих сейчас и носивших её в глубине веков.
Так что вполне реальное решение компенсации разрыва существует. Мне его подсказала сложившаяся ситуация.
Нас в этом году в начальной школе, прямо скажу, озадачили с «Бессмертным полком». Естественно, я сам искал фотографию деда, сам заказывал штендер. Но этим серьёзно заинтересовался и сам виновник этой волнительной ситуации – ребёнок!
И она сама выяснила, что её прадед тоже был обыкновенным человеком с человеческими желаниями, интересами, потребностями, странностями и ошибками – об этом в ответ на проявленный интерес поведала бабушка.
Ребёнок увидел-понял-осознал(!), что предок, отстоящий от неё на 2 поколения, был реальным, живым человеком, даже некоторое время жил в этой же квартире! Условия его жизни только были другими…
Так вот что я имею ввиду: именно приобщение к собственным корням, к истории своей семьи и фамилии, знание истории своих предков может стать той самой связующей поколения нитью, точкой опоры, на которой и твой собственный опыт будет чувствовать себя вполне комфортно и уверенно.