Бизнес и жизнь: «нарисуй мне портреты погибших на этом пути».

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Процитированные слова Цоя имеют большой смысл, будучи адресованными именно к бизнес-жизни.
И вот почему. Существует такое понятие – «систематическая ошибка выжившего» (англ. survivorship bias).
Возникает оно при жёстком разделении в каком-либо деле на «выживших» и «погибших». Выживших и погибших при выполнении оного дела. И если по первым информации много – они сами всё рассказали, то по вторым она отсутствует в принципе. Отсутствует по определению: «погибшие» – они погибли, соответственно, информации от них нет.
Зато она есть от выживших, – и именно на ней строятся последующие выводы. Между тем информация по погибшим ничуть не менее важна, но вот отсутствует…
Небольшая иллюстрация из военных времён. Самолёты, возвратившиеся с задания на свой аэродром, не всегда садились целыми: обязательно были пробоины, полученные от зениток и другого оружия противника. Располагались они в фюзеляже, крыльях, фонаре кабины, но практически никогда их не было в двигателе и топливной системе.
Стоял вопрос о дополнительной защите самолётов – что именно укреплять? Так вот, взглянув на происходящее под другим, не совсем привычным углом, понятно, что пускай и с пробоинами, но самолёты-то вернулись. А не возвращались как раз получившие пробоины в местах, оставшихся «чистыми» у вернувшихся машин – двигатели и бензобаки!
Т.е. укреплять нужно нетронутые у возвратившихся на базу места! Здесь «систематическая ошибка выжившего» в наращивании брони в максимально продырявленных местах вернувшихся самолётов.
Ещё пример. В 60-е годы прошлого века в Москву на товарищеский матч приехали двукратные футбольные чемпионы мира бразильцы. И, не помню кто из них, может и Пеле, увидев тренировку наших сборников, удивился: «Зачем ваши футболисты упорно и старательно отрабатывают чуждые им элементы, то, что в принципе им не даётся? Лучше доводить до совершенства чисто своё, свои «изюминки», являющиеся сильными сторонами!»
Желая быть «как бразильцы», футболисты тренируют элементы техники, которыми не могут воспользоваться в игре – это чуждые им навыки, которые хороши именно как забавные трюки.
Причём здесь бизнес, уточните вы? Дело в следующем.
В МЛМ, стремясь наверх, люди как можно подробнее выспрашивают лидеров об их сильных сторонах, об их привычках, об их фишках и даже мыслях – для того, чтобы взяв это на вооружение, самим выйти в лидеры. Увы, не получается…
Ведь те, кто на вершине, рассказывают не о совершённых ошибках с потерями времени и денег, а о том, что они сделали так-то и всё у них получилось. Вот и стремятся сделать аналогично внимающие им их последователи…
А получается как в том рассказе из моих школьных времён. Приехал англоязычный турист в немецкоязычную страну. Проголодался, зашёл в кафе. Принесли меню, а он в нём ничего не понимает. Ткнул наугад, принесли заказ – оказалась манная каша. Начал приглядываться-прислушиваться к окружающим, вдруг поможет? А за соседним столом бюргер, поедающий кусок мяса, кидает пробегающему официанту: «noch einmal». И через какое-то время ему приносят второй кусок мяса!
Ура! – турист подманивает официанта, творит заклинание: «noch einmal»!.. И ему приносят новую порцию манной каши.
(Поскольку выражение «noch einmal» в переводе с немецкого – это «ещё раз», то закономерно следует повторение прошлого заказа).
Видите, сделал человек всё «по-правильному», ориентируясь на уже полученный другим, но нужный и ему результат. А на деле…
База-то оказалась другой. Разнятся условия, с которыми люди стартуют – они отталкиваются от разных точек опоры.
Точно так же и достигшие успеха в бизнесе: рассказать они могут многое. И обязательно найдутся последователи, это «многое» впихивающие и в свои́ действия, в свою́ бизнес-жизнь. Но вот срабатывают результаты чужого опыта редко.
Чаще всего люди пользуются полученной (бесплатной) информацией механически, надеясь, что «раз у него получилось, значит и у меня сработает», – даже не удосуживаясь понять, вникнуть, осмыслить полученное. Т.е. пропустив через себя, приложив усилия для осмысления и трансформации, перелопатить и выпустить в Мир уже от себя, под своим собственным именем. (Потому что для этого надо делать – прикладывать свои усилия и тратить свою энергию!)
Вот вам «систематическая ошибка выжившего» в МЛМ: раз у лидера сработало, то я буду улучшать это его «получившееся». Он давал много рекламы – я буду давать ещё больше. Он сделал себе крутой сайт – у меня будет ещё лучше. У него много «друзей» в соцсетях – у меня будет ещё больше.
И вместо того, чтобы идти собственным путём, усилия направляются на создание, по сути, иллюзии реальной деятельности – «сделать» больше и эффектнее, чем у лидера.
Что, кстати, поощряется в рамках МЛМ: речь о дублировании действий лидера – о дуплицировании!
Вот только интерпретируется это слово всеми по-разному: с пониманием своего удобства! И куда как просто не думать об изменении-понимании-перерабатывании: не переставляй слова – раз у лидера сработало именно так!..
Но такое формальное, механическое перенесение в другую среду ни к чему хорошему для большинства желающих быстро и много заработать не приводит. Живое творческое начало ещё никто не отменял. И поэтому привнесение именно своей изюминки здесь и требуется! Вот о чём я всё время говорю.
Ведь когда, например, любишь, то любишь по-своему, не как другой человек, пускай и близкий, пускай и родной, пускай даже твой конкретный партнёр.
Так и в предпринимательстве: именно собственная «изюминка» вносит живинку в такую прозу жизни, как зарабатывание денег бизнесом. Применительно к многоуровневому маркетингу – притягивает бизнес-партнёров и клиентов.
Так что же неправильно сделали «погибшие» в МЛМ? Конкретно не говорят. Лишь утверждают, что их обманули – денег здесь нет: «Я делал(а) как говорили, сделал(а) как сказали». Но где конкретика? Что именно и как ты сделал(а)? Чтобы ошибку исправить, её надо увидеть, понять, оценить. А что исправлять, ориентируясь на подобные «пустые» утверждения?
Да и не для исправления своих ошибок такие люди начинают говорить. Не нужны им собственные энергозатраты в МЛМ-бизнесе – им нужны деньги, лёгкие деньги: именно о них тихо грезили они, подписываясь в многоуровневый маркетинг; и именно об их неполучении громко сожалеют теперь.
Так что жизненно необходимо рисовать портреты всех «погибших» на пути МЛМ-бизнеса. Тогда «выжившим» и желающим стать таковыми будет гораздо легче.
Этот процесс похож на создание некоего зеркала, смотрясь в которое, видишь не своё изображение, а присущие и тебе черты характера, привычки, отговорки, мешающие свободному и приносящему радость движению по жизни. По бизнес-жизни.

зеркало 1